Главная Расписание Театр Фото Сотрудничество Билеты Новости Контакты

Отзывы и рецензии: «Театр «De-Arte»: тайны будущего и «Путь самурая»»

27
октября
2015
Как будет выглядеть театр через 5, 10, 20 лет? Сколько мест будет в зрительном зале и будут ли они стационарно закреплены? Зрители будут, как и сейчас, просто сидеть и смотреть действо, или сами смогут принять в нем участие, на ходу изменяя сценарий? Пока мы, за неимением машины времени, строим свои предположения, основатели нового столичного театра «De-Arte» решили показать нам будущее сегодня, открыв в конце октября 2015-го свое детище. Слоган нового заведения звучит нескромно и многообещающе: «Интерактивный театр будущего, который должен посетить каждый».

Открылся театр в удобнейшем месте – недалеко от центра Москвы, на улице Авиаконструктора Микояна, в близости сразу от трех станций метро – «Динамо», «Савеловская» и «Полежаевская», от которых прямо ко входу театра каждые 15 минут идут бесплатные автобусы. Тем же, кто добирается на своем автомобиле – и того удобнее: гигантская бесплатная автомобильная парковка на 2 тысячи машиномест решает главную проблему всех учреждений культуры внутри Третьего Транспортного кольца. Но как такое возможно? – спросите вы. Ответ прост: театр работает на территории торгового центра «Авиапарк».

Согласитесь, узнав об этом, вы немного смутились: как так? Мы привыкли ходить в гипермаркеты за продуктами и шмотками. Ну, в крайнем случае, можно устроить обжорство в ресторанном дворике или сходить в кино. Но чтобы полноценный театр работал в торговом центре – это странно. Не привыкли мы к этому… Да и как организовать всю театральную структуру – гардероб, фойе и артистические гримерки – в условиях магазина? Оказывается, все это возможно. Было бы желание, толковые архитектор и вдохновленный дизайнер.

Итак, театр площадью более 1000 квадратных метров обосновался в ТЦ «Авиапарк» – к слову, это самый крупный торговый центр в Европе, о чем он амбициозно заявляет на своем официальном сайте. Первый этаж, левое крыло. Несмотря на гигантские территории, найти театр легко – он прямо у того входа, где останавливаются бесплатные автобусы, доставляющие пассажиров подземки. Вышел из автобуса, поднялся на эскалаторе на первый этаж (сразу над парковкой) – и – вуаля! – вас встречает черно-красная вывеска «De-Arte». И, кстати, что еще сразу бросается в глаза – так это удивительная приспособленность для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями. Если попытки играть спектакли в условиях торговых центров некоторые театры уже предпринимали, то совершенно точно ни один столичный (и не побоюсь предположить – российский театр) больше не сможет похвастаться тем, что у него есть собственный лифт для инвалидов-колясочников, позволяющий подняться с автомобильной парковки (подвал ТЦ) прямо ко входу в театр. Видно, что здесь все предусмотрели для будущих гостей. Но стоит ли оно того? Что же нам предлагается за репертуар?

Афиши на театральных сайтах гласят, что «De-Arte» открыл свой первый сезон шоу «Путь самурая». Чтобы зрителям было понятно, тут же следует расшифровка, что же это такое: «интерактивная выставка, мастер-классы, спектакль». Все в японском стиле. Однако представление о том, как и что это будет – весьма слабое. В Интернете отзывов тоже пока немного – заведение новое и не успело «обзавестись» поклонниками и, напротив, недоброжелателями. На одном из театральных форумов встречается такой диалог. «Так что это такое: спектакль или выставка? И мастер-классы зачем?» – спрашивает кто-то. – «Ну так это все и сразу, – отвечает человек, очевидно, уже побывавший на шоу. – Сначала – выставка и матер-классы: хочешь путешествуешь по залу от одного музейного экспоната к другому, хочешь – лепишь икебану или стреляешь из лука. А потом спектакль. Тоже, кстати, интерактивный: актеры задействуют зрителей , скучать никому не дают». – «Погодите, это ж типа выставки «47 ронинов» что ли?» – интересуется собеседник. – «Типа того. Только там спектакля не было и такого количества мастер-классов. В общем, мы были всем классом, у всех восторг полный. Даже у родителей, не говоря уж о детях…»

Решено – иду. Покупаю билет. На сайте театра предупреждают – в выходные дни прогнозируются аншлаги, а потому билет лучше приобретать заранее. В будни с этим поспокойнее, можно взять билет прямо перед началом сеанса. Важное уточнение: место на билете не указывается, т.е. фактически покупаешь билет как на выставку – только на выход. Но при этом больше 300 человек в зал не пустят – такова квота, именно столько посадочных мест предусмотрено возле сцены. Причем места самого разного типа – и совсем маленькие стульчики – для детишек. И лавочки – для взрослых. Причем – и это повторяют все и не раз – любые кресла можно легко сдвинуть – например, если приедет группа инвалидов-колясочников, все лишнее уберут, чтобы им было удобно расположиться.

Касса одна. Очередь небольшая. Оплата наличными и банковскими картами. Стоимость билетов – 400 рублей детский и 600 рублей взрослый. Сеансы начинаются в 14:00, 16:00 и 18:00.

В зал начинают пускать ровно в назначенное время. Правда, три традиционных театральных звонка здесь не звучат – просто сурового вида охранник отступает и все, у кого на руках есть билет, могут пройти в святая святых.

Первая эмоция – красиво. Вернее, не так: очень-очень красиво. Тому способствует японская тема: классические черно-красные тона, пестрые веера и прочие восточные атрибуты.

Все помещение театра имеет прямоугольную форму. В самом центре прямоугольника – сцена и ряды кресел. А вдоль стен пространство поделено как раз на зоны выставок и мастер-классов, которые разделают между собой стильные перегородки с мягкой приятной подсветкой. Фоном идет спокойная восточная музыка, погружающая в атмосферу средневековья.

На выставке представлены как уникальные музейные экспонаты, к которым даже приблизиться нельзя из-за их высочайшей ценности (достаточно сказать, что из японского музея привезли доспехи и оружие самураев самых известных в стране восходящего солнца семей Минамото и Тайра), так и не имеющие большой исторической ценности, но весьма познавательные предметы быта самураев, японские куклы, одежда – многое из этого можно не только смотреть и трогать, но и даже надевать на себя и устраивать фотосессию. Кстати, информационные таблички на территории театра приветливо поясняют: «На территории «De-Arte» фото- и видеосъемка разрешена».

Для любителей живописи – галерея картин тушью в стиле суми-э, написанных на редкой рисовой бумаге, а для ценителей живой природы – миниатюрные деревья бонсай, среди которых есть настоящие плодоносящие яблони (усыпанные мини-плодами) и ветвистое денежное дерево, которому недавно исполнилось 50 лет…

В общем, только на просмотр все экспозиции можно потратить несколько часов. Но зрителям предлагается не терять на это время, а разойтись по зонам мастер-классов. Это – небольшие «кабинеты», в каждом из которых представлен определенный пласт японской культуры, отдельное направление. В каждом кабинете работает свой мастер-хозяин, который показывает, рассказывает и учит. За один сеанс он может принять до двух десятков «учеников», а потому, очевидно, что все желающие попасть на мастер-класс не смогут. С одной стороны это – «минус» организаторам выставки, ведь когда много людей попасть можно максимум на парочку мастер-классов, остальные будут просто заняты. Но, с другой стороны, это «плюс» – ведь если не бегать «галопом по Европам», а посещать только интересные мастер-классы, ходить в театр можно постоянно. Это в обычном, традиционном театре, или на обычной, традиционной выставке вы раз посмотрели спектакль или экспозицию – и до следующей премьеры, до следующего показа вам уже неинтересно. А в «De-Arte» можно приходить хоть на каждый сеанс и открывать для себя что-то новое! При этом – и это очень важный момент – все мастер-классы, все экспозиции и прочие зоны бесплатны! То есть вы, придя в театр, платите только за входной билет, и в течение полутора часов с вас больше никто не попросит ни копейки!

Лично мне были интересны все мастер-классы, которые шли в день моего визита. Это и икебана (десятки ребят учились составлять букеты из сухих цветов и листьев, а после унесли домой созданные их руками чудо-творения), и оригами (это настоящее волшебство – видеть как у вас в руках обычный бумажный лист превращается в птицу, в машину или в очаровательную розу), и манга с аниме (вы когда-нибудь задумывались о том, что сами можете научиться рисовать комиксы с самими популярными героями японских мультфильмов? – оказывается, это очень просто), и, конечно же, чайный домик – где вас учат заваривать и правильно пить чай из необычных пиал. Кстати, чай очень вкусный и его дегустация также включена в стоимость входного билета.

В разные дни в зонах можно застать и мастер-классы по тэмари – украшениям из ниток, похожих на елочные игрушки, и по традиционной японской игре Го, и даже курсы по владению боевым мечом и уроки боевых искусств.

Но, конечно, больше всего юных посетителей выставки собирается у стенда с лучником. Пострелять их настоящего японского лука (правда, слегка «адаптированного» и с резиновыми наконечниками у стрел – чтобы дети не поранились) по фигуркам ниндзя и выиграть призы за меткость, хочется не только детям, но и их родителям, которые, побросав свои сумки и куртки, состязаются в соревнованиях лучников.

Когда через динамики, установленные по всей территории выставки, разносится сообщение, что начинается спектакль и всех просят занять места в зрительном зале, невольно смотришь на часы и понимаешь, что час здесь пролетел как одно мгновенье. Его хочется продлить еще, но время неумолимо летит вперед. На выставке гаснет свет, софиты освещают сцену и начинается спектакль…

Оставим обсуждение постановки на суд театральных критиков. Моя оценка – очень неплохо. Главное – не скучно, иначе самый суровый зритель – дети – попросту бы сбежали, музыкально – достаточно сказать, что после спектакля дети, расходясь, напевали песни самураев и восточные мантры и очень весело – по залу все время раскатывается заливистый детский смех. Особенно яркий персонаж самурая в исполнении актера Камиля Фехретдинова, известного по ярким ролям в музыкальном театре под руководством Владимира Назарова. Когда он выходит в зал с мухобойкой и начинает искать муху, которая «жужжит где-то над головам зрителей», в рядах зрителей стоят визг и хохот – это не может не вызвать улыбки даже у прожженных театралов. Впрочем, не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что за полчаса, что идет постановка, эмоции сменяются – от безудержного веселья до трагизма и сопереживанию судьбам героев.

Поставил спектакль известный режиссер Сергей Кожаев, а на роли были приглашены ведущие артисты московских театров.

Когда смолкает музыка и в зале загорается свет, поначалу не верится, что все так быстро закончилось. Почти вся малышня дергает за руки своих родителей: «Это все? Хочу еще! Когда мы сюда придем снова?» А в кассы встраивается очередь, где самый частый звучащий вопрос: «На следующие выходные два билетика можно?»…

Вот в чем, оказывается, особенность театра будущего. В том, чтобы зритель жил тем действом, что происходит на сцене и хотел вернуться вновь и вновь – пусть на один и тот же спектакль, на одну и ту же выставку. А все это достигается тем, что зрителю предлагается целый набор развлечений. Это и спектакль, и выставка, и мастер-классы, и многое другое. Иными словами, театр будущего – это целый культурный центр в миниатюре, где за небольшое время можно примерить на себя самые разные маски, поучаствовать в самых разных интерактивах и получить впечатляющую порцию эмоций от просмотра спектакля.

Впрочем, я не был бы собой, если бы не добавил ложку дегтя, ибо уж очень хвалебным получается отзыв. Итак, самым главным и самым существенным минусом, на мой взгляд, является отсутствие гардероба. Формально-то он есть, но существует не на территории театра, а в парковочной зоне торгового центра из-за чего те, кому лень спускаться на этаж вниз или те, кто не смогли найти раздевалку, носят куртки с собой, загромождая ими кресла в зрительном зале. Неудобно то, что запускают в зал ровно по часам – во время начала сеанса. Приехавшим пораньше зрителям не предоставлена возможность погулять в фойе и почитать театральные программки (как в других театрах), они вынуждены бродить по «Авиапарку», все время поглядывая на часы. Хотя, учитывая то, что спектакль начинается лишь через час, могли запускать людей и пораньше – чтобы они по крайне мере досыта нагулялись по выставке. Немного расстраивает отсутствие театрального буфета. Понятно, что в ТЦ куча всяких ресторанов и забегаловок, но театральные буфеты окутаны своей мистической тайной и один бутерброд в них кажется вкуснее целого обеда в том же «Макдональдсе». Ну и, конечно, не понравилось, что зоны мастер-классов ограничены и ребенок при всем желании за час не успевает посетить все, а потому, полагаю, без детских слез и всхлипов: «Мама! Я еще из лука не пострелял!», «Я не успел подержать в руках меч!» и «Я не дорисовал комикс» явно не обойдется. Но если все это – задумка, чтобы «подсадить» детей на «De-Arte» то план просто гениальный. Мне-то, взрослому, хочется все повторить, чего уж говорить о детях…
Резюмируя свое путешествие: я не Нострадамус и не знаю, как будут выглядеть театры будущего. Но если они будут чем-то похожи на «De-Arte» – будет здорово! Рекомендую всем, у кого есть дети.

Источник