Главная Расписание Театр Фото Сотрудничество Билеты Новости Контакты

Суми-э: путь кисти и меча

17
октября
2015
Вначале самураи относились к изящным искусствам с презрением, считая, что излишняя чувствительность превращает воинов в изнеженную женщину. Однако уже в эпоху Эдо в среде самураев стали цениться образованность и душевная тонкость, как качества, делающие самурая лидером общества. Как писал в своем трактате «Будо Сесинсю» теоретик самурайского мировоззрения Дайдодзи Юдзан (1637 – 1730 гг.): «Хотя Кодекс Бусидо и требует от самурая всестороннего развития своей силы и боеспособности, обладание одними лишь этими качествами делает самурая неотесанным и грубым, и поэтому от него мало прока…»

Живопись «суми-э» (墨絵 – «картина тушью») была завезена в Японию в XIV веке китайскими монахами, проповедовавшими дзен-буддизм и использовали суми-э как способ медитации, придавая живописи сакральный смысл. Например, в шедевре «Вселенная», написанным в эпоху Эдо (конец XVIII в. – начало XIX в.) буддийским монахом Сенгай, круг обозначает бесконечность, треугольник символизирует исток всего сущего, квадрат представляет собой разнообразие мира, а при наложении этих трех элементов получается Вселенная.

Подлинный расцвет дзен-буддизма начался с приходом к власти воинского сословия, так как буддийская идея бренности и непрочности всего сущего нашла отклик в воинской культуре самураев, которые ощущали бренность окружающего мира в постоянных боях, постоянно чувствуя неизбежность смерти. Каллиграфия (седо) и суми-э вскоре стали составной частью образования самураев, которые находили сходство между живописью и фехтованием. Знаменитый самурай Миямото Мусаси (1584–1645 гг.) в своей «Книге Пяти Колец», написанной под конец жизни и ставшую руководством по стратегии и тактике для каждого самурая, писал: «Путь воина есть обоюдное слияние Путей кисти и меча». Ведь именно творческое начало, развитию которого способствовало каллиграфия, рисование и поэзия, позволяли самураям быть непредсказуемыми в бою и одерживать победы, так как творчество не ограничено рамками логики.

В суми-э, как правило, присутствует только черный цвет и широкая гамма оттенков серого. Картина пишется экспромтом, что требует от художника сосредоточенности и точного расчета количества воды и туши на кисти и силы нажима, чтобы нанести мазок в нужном месте, не повредив при этом тонкую рисовую бумагу, которая не допускает исправлений.

Главные орудия труда японского живописца и каллиграфа – это так называемые «четыре драгоценности»:

1) палочка туши («суми»). Основной ее компонент – сажа, которую смешивают с клеем и растительными маслами. В зависимость от типа используемой сажи и масла тушь может иметь большую гамму оттенков.

2) японская кисть («фудэ»). Для мягкой кисти используют шерсть овцы или козы, для жесткой – шерсть енотовидной собаки, хорька, оленя, конский волос. Фудэ различаются по размеру, плотности, длине ворса и форме.

3) рисовая бумага («васи») производится вручную по специальной технологии из растений : бумажного дерева, волокна коры викстремии, с добавлением волокон пеньки, конопли, рисовой соломы, бамбука.

4) камень для растирки туши («сузури») или тушечница. Чаще всего делается из камня. Тушечница состоит из двух частей: «Холм» или «берег» - место, где растирается тушь и «Море» - углубление в тушечнице, куда сливается разведенная тушь.

Суми-э – это одновременно техника живописи, ощущение и философия. Обучение суми-э берет начало с техники изображения так называемых «четырех благородных господ»: орхидеи, бамбука, цветов сливы и хризантемы, которые символизируют четыре времени года. Им приписывают благородные качества характера, которые во времена Конфуция полагалось развивать в себе любому человеку для праведной жизни.

Дикая орхидея – символ весны. Она олицетворяет милосердие и изящество.

Бамбук представляет лето и символизирует силу и гибкость.

Цветы сливы символизируют зиму, потому что в странах Азии слива часто цветет в середине февраля и последний в году снег часто ложится на уже цветущие деревья. Именно поэтому цветы сливы считаются воплощением стойкости. Цветок символизирует мужское начало янь, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют женское начало инь.

Время хризантем – осень. Эти роскошные цветы считаются символами справедливости и Солнца. С 1869 года символическое изображение хризантемы стало знаком Императорского дома и власти. Появился указ, запрещающий использование этого символа всем, кроме членов императорской семьи. Более того, золотая хризантема с шестнадцатью лепестками изображена на государственном гербе Японии, а орден Хризантем – высшая национальная награда, которую вручают за выдающиеся заслуги.

После завершения обучения учитель (сэнсэй) подбирает ученику авторское имя и выдает личную печать (клеймо). Изготовление печати относится к отдельному виду искусства. Она может быть изготовлена из дерева, нефрита или мыльного камня. На готовой работе художник иногда пишет несколько поэтических строк, которые объясняют, что именно вдохновило его на создание данного произведения. Расположение каллиграфической надписи и печати художника играют большую роль в общей композиции картины. Они придают ей уравновешенность.

Для оформления работы, выполненной на тонкой рисовой бумаге, существует традиционная японская техника «ура-ути». Она заключается в наклейке рисунка на плотную основу. Затем картину суми-э оформляют в вертикальный свиток с отвесом или, по-европейски, в раму.

Источник


Узнать все тайны саму-э и обучиться искусству вы можете на интерактивной выставке «Путь самурая», проходящей с 27 октября 2015 по 20 января 2016 года в театре DE-ARTE.